История развития МУП МетроЭлектроТранс

Приемная генерального директора:

+7 (843) 277-08-89

История казанской «подземки»

5 апреля 2004 года Главой администрации г.Казани К.Ш. Исхаковым, во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан (№ 417-р от 02.04.2004г.), было издано Постановление № 511 о создании Муниципального унитарного предприятия «Казанский метрополитен». Тем же постановлением на должность генерального директора МУП «Казанский метрополитен» назначен А.Г. Галявов, ранее возглавлявший МУП «Казгорэлектротранс».

27 августа 1997 года открыто строительство Казанского метрополитена. На площади Г.Тукая соорудили гранитно-мраморную ротонду и заложили в ее основание капсулу с обращением к потомкам.

27 августа 2005 года в присутствии Президента РФ В.В.Путина и Президента РТ М.Ш.Шаймиева, введен в эксплуатацию 1-й пусковой участок 1-й линии Казанского метрополитена.

Аллея Славы

9 мая 2010 года в память о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне на ул. Петербургской торжественно открыта «Аллея Славы», созданная силами МУП «Метроэлектротранс». Открыт Обелиск памяти павших героев-транспортников, установлены трамвай-памятник, на котором работал Герой Советского Союза И.К. Кабушкин, Доска Почёта передовиков предприятия и «Дерево Любви» молодожёнов, как символ единения сердец. «Аллея славы» стала достойным украшением ул. Петербургской, достопримечательностью города Казани, частью патриотического воспитания подрастающего поколения и одним из излюбленных мест горожан. Сегодня на аллее установлено 5 ретро-трамваев, 2 ретро-троллейбуса.

Первый трамвай на улицах Казани

В 1880 г. многие газеты напечатали сенсационное сообщение: «22 августа в 12 часов, в Петербурге, господин Ф.А. Пироцкий, впервые в России двинул вагон электрической силой, идущей по рельсам, по которым катятся колеса. Энергия в вагон, оборудованный электродвигателем и зубчатой передачей, поступала от установленного в ближайшем коночном парке генератора.

Трамвай оказался удобным средством передвижения.

В 1899г. была принята центральная электрическая  трамвайная станция с 3 динамомашинами постоянного тока в 550В.  Из Бельгии были получены новые моторные вагоны.

18 ноября 1899 г. было открыто движение электрического трамвая по линиям конки – Центральной, Проломной и Грузинской.

Это было большое событие: «В час дня на электростанции около Евангелисткой площади был отслужен торжественный молебен, затем приглашенная публика была помещена в 6 моторных вагонов на которых проследовала по Центральной линии к ресторану «Славянский базар» на завтрак. «Забавно было  смотреть на пассажиров, они вели себя точно дети: прыгали на сиденьях, щупали обшивку …» (из газеты того периода)

В 1900 г. в августе открыто движение электрического трамвая по Волжской, а в декабре – по Екатерининской линиям.

В 1900-1902 гг. в некоторых трамваях введено электроотопление, проведены работы по освещению салонов.

В 1901 г. общая протяженность одиночного пути составила 24,4 км.

В феврале 1905 г. был заключен договор на прокладку трамвайных путей с желобочными рельсами типа «Феникс» — центральная линия перестраивалась из одноколейной в двухколейную.

В 1905 г. проложили линию Воскресенскую, соединив её с Проломной через Кремлевскую гору.

Условия работы на трамвае были тяжелые –16-ти часовой рабочий день за 80 копеек. Водители работали на открытых площадках и в зимнее время. В 1906 г. Грузинская линия была удлинена до Академической слободы (ныне ул. Вишневского), где курсировал один вагон.

Типы  трамвайных вагонов были разнообразны: одноэтажные открытые и закрытые, двухэтажные с империалом. Старые коночные вагоны были переоборудованы в прицепные.

С пуском трамвая были выработаны и новые правила для пассажиров. Вагоны состояли из мест первого и второго классов.

К 1907 г. общая продолжительность одиночного пути составила 55,0 км.

В основном развитие трамвайных путей охватило центральную часть города. Рабочие районы, кроме Адмиралтейской слободы, были отрезаны от неё.

В этот период совершенствуется система оплаты проезда: в 1909 г. введены бесплатные ученические  билеты; в 1912 г. разрешен бесплатный проезд военнослужащим Армии и Флота, но только на империале или во втором классе.

Первое время из-за незначительного объема движения существовали примитивные формы его организации. Распределение маршрутов осуществлялось при помощи простой статистики, основанной на данных наблюдений линейных работников. В связи  с этим  24 мая 1911 г. впервые введена должность руководителя ответственного за организацию движения, на которую был назначен Воздвиженский Б.А.

Трамвай — это хозяйство, включающее в себя подвижной состав, рельсовые пути, контактную сеть, тяговые подстанции и ряд служб. Единственной базой  для него на тот момент был парк на Арском поле, оставшийся еще от конки. Кроме этого там же находился длинный сарай в Адмиралтейской слободе, служивший для стоянки грузовых и  списанных вагонов и назывался парком Петрова.

К 1914 г. на инвентаре было 105 вагонов, из которых на линии работало — 37 моторных и 29 прицепных.

Движение было организовано с 06:00 часов утра до 21:30 часов вечера и осуществлялось по следующим маршрутным линиям.

  1. Волго-Проломная — от Волжских пристаней, через Адмиралтийскую слободу, по городской дамбе (ныне Кировская), по ул. Успенской (ныне Московская), по ул. Поперечно-Владимировской  (ныне Чернышевского), по ул. Большой Проломной (ныне ул. Баумана) по ул. Георгиевской и 2-й Проломной (ныне ул. Петербургская) до ул. 3-я Поперечно Большая (ныне ул. Н.Назарбаева).
  2. Круговая – от Центральной станции (ныне ост. Московская).через Рыбнорядскую пл. (ныне пл. Тукая), по ул. Пушкина, Касаткиной, Ниже –Федоровской, по ул. Поперечно-Казанской (ныне ул. Япеева) по ул. Воздвиженской  (ныне ул. Большая Красная), по ул. Казанской ( ныне ул. Миславского) через Кремлевскую гору (ныне ул. 1 Мая), по ул. Б. Проломной. П. Владимировский, через Вокзал, по ул. 2-й Ямской и Большой Мещанской (ныне Нариманова) по ул. Евангелистской  (ныне  ул. Татарстан) до исходного пункта.
  3. Екатерининская – от Толчка на ул. Б. Проломной ( ныне гостиница Казань), по ул. П. Владимировской , по ул. Московской (ныне ул. Кирова) . через Евангелистскову , по ул. Екатериновской ( ныне ул. Тукаевская) до завода Крестовниковых (ныне КХК Вахитова)
  4. Воскресенская – от Кремлевской горы по ул. Воскресенской (ныне ул. Кремлевская), по ул. Университетской, через Рыбнорядскую пл. по ул. Ново-Горшечной (ныне ул. Бутлерова), по ул. Лихачевской и Поперечной 2-й горы (ныне ул. Айвазовского) до ул. Чехова.
  5. Грузинская – ул. Черноозерской левой (ныне Дзержинского), по ул. Лобачевского, по ул. Покровской и Грузинской (ныне ул. Карла Маркса) по Арскому поле (ныне ул. Ершова) к Русской Швейцарии (ныне ЦПК и О) и по Академической 1-й (ныне ул. Вишневского)

Перевозка  пассажиров с каждым годом увеличилась и в 1914 году она составила 15 579 283 человека, в 1915 г. 18 720 663 чел., в 1916 г. 21 738 263 чел.

В ноябре 1915 г. объявили забастовку вагоновожатые и кондуктора Казанского трамвая, предъявив ряд экономических требований. Несколько человек было уволено. В Казани начались демонстрации.

Напуганный надвигающимися революционными событиями, представитель Бельгийского Анонимного общества господин  Шербой в 1916 г. сбежал из Казани.

На место управляющего назначен инженер-технолог Соколовский.

Казанский трамвай оказался на грани развала.

Наступил 1917 год. Резко подорожали материалы. Выпуск вагонов сократился, а число пассажиров увеличилось. Третья часть прицепных и моторных вагонов выведена из строя, в итоге к концу 1917 г. на линию выпускалось 24 — 26 моторных и 9 — 10  прицепных вагонов.

9 апреля 1918 г. администрация Анонимного общества отстранена от управления. Положение трамвая остается тяжелым, дело дошло до того, что 10 февраля 1919 г. захотели закрыть движение трамваев. Но комитет рабочих и служащих Казанского трамвая совместно с союзом транспортных рабочих выступил против  и 20 февраля 1919 г. было принято постановление – трамвай не закрывать. На линии на тот момент работало всего 13 вагонов.

10 мая 1919 г. решением Губернского коммунального отдела директором трамвая  был назначен Дикарев.

Положение трамвая стало катастрофическим, когда 1919 г. сильный пожар в Арском депо уничтожил значительное количество вагонов. Движение трамвая было закрыто и  открыто со второй половины 1922 г.  Нормальная эксплуатация трамваев началась с 1923 года., управляющим назначен Матвеев.

С 1923 по 1925 г. в основном производился текущий ремонт путей, смена шпал, восстановление электросоединений.

1925 г. трамвай вновь пострадал от пожара.

В июле 1924 г. было создано управление крупными предприятиями общественного пользования г. Казани ( «УОП») , куда вошли  электростанции №№ 1,2,3, водопровод и трамвай. Это объединение существовало на хозрасчетной основе. В декабре 1924 г. оно было переименовано в «Эльводтрам» и существовало как отдел Управления Коммунального хозяйства. А с марта 1926 г. «Эльводтрам» стал трестом.

Управляющий трестом, а затем директором трампарка в 1925-1926 гг. работал Дергунов И.А.

Большим событием стало получение из  Москвы в 1926-1927 гг. 10 новых моторных вагонов.

В 1928 г.  трамвайное хозяйство было выделено как самостоятельное предприятие и стало именоваться «Управление Казанских городских железных дорог» в системе Казгоркомхоза. В структуру предприятия входили:

  1. Управление.
  2. Бухгалтерия.
  3. Касса
  4. Завком.
  5. Хозяйственная часть.
  6. Ремонтные мастерские.
  7. Служба движения.
  8. Воздушные линии.
  9. Силовая станция.

Для подготовки кадров рабочих и повышения их технической грамотности работает школа ФЗУ.

Начаты работы по замене однопутных участков двухпутными.

Прокладываются линии в Ягодную и в Ново-Татарскую слободы и таким образом 2 крупных рабочих района связываются с  основным городом.

К этому времени в Казани существуют 4 трамвайных маршрута:

  1. Суконная слобода (ныне Н. Назарбаева)- Кольцо;
  2. Кремль – Вторая гора (ныне Волкова);
  3. Арское поле (ныне ЦПК и О) – завод Крестовниковых (ныне АО им. Вахитова);
  4. Кольцо — Дальнее Устье

5 ноября 1930 г. был открыт новый маршрут, который начинался от пересечения ул. Эсперанто с ул. Свердлова, по последней до Кольца, затем по Булаку и через шестипролетный мост к Вокзалу, затем по Кировской дамбе до ул. Серп и Молот, затем по ул. Табейкина и по ул. Краснококшайской до пересечения с ул. К. Либкнехта.

В 1932 г. маршрут сократили – вместо Суконки трамвай стал разворачиваться на Кольце.

В 1931 г. была построена петля на Арском поле и открыт 6 маршрут от улицы Ершова до Меховых фабрик.

В 1932 г. Казанские Городские железные дороги решением исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся, переименованы в Казанский трамвай при Горкомхозе.

В 1933 г. прокладывается 2,1 км одиночного пути по Л. Булаку.

Поначалу вагоновожатыми работали только мужчины, но в 30-е гг. и женщины устраивались на работу вожатыми трамвая. В числе первых были Уланова-Евсеева А.М., Иванова Е.П.

В 1933 г. строится котельная и проводится паровое отопление в гаражи и обмоточную мастерскую. Трамвайщики начинают обработку больших и малых шестерен.

С 1933 года по предложению бюро рационализации управления введен единый тариф.

В 1934 г. прокладывается линия по улице Ухтомского и ул. Тукаевская длиной 2,2 км. Таким образом, общая протяженность трамвайных линий составила 56,8 км одиночного пути.

С 1934 г. по 1936 гг. «Эльводтрам» возглавляет Петров А.В.

В 1934 г. вводится диспетчерская служба на Горэлектротранспорте.

С этого периода в Казани начинаются работы по разработке и внедрению различных методов организации движения.

Проводятся работы по хронометрированию  движения вагонов. Выпуск вагонов в выходные дни производился на 2 часа позже, чтобы заход в парк  начинался не ранее 21 часа.

Движение вагонов осуществлялось в 2-3 смены.

С 1934 г. проводят телефон между диспетчерскими станциями.

На этот период существовали следующие станции – Поле Ершова, СК-4 (Искож), Волкова, Меховая, Газовая, Караваево.

Общее число вагонов на 01.07.1934 г. составляло —  моторных — Бельгийских –4, Николаевских – 4, Мытищенских –47, Московских –9, прицепных –48, грузовых моторных –5, а прицепных — 8, снегоочиститель –1.

В это время работало 2 трамвайных парка: Им. Ершова –пассажирский, им. Петрова –грузовой.

В 1935 г. коллектив трамвайщиков подхватывает стахановское движение, организуется комсомольско — молодежный маршрут №6.

С 1936 –1939 гг. директорами Казанского трамвая были: Ковалев, Мартынов. С 1939 г. – пост директора занимали: Шерстневский Р.И., Семагин И.Г., Хорошенин К.А.

В 1940 г. году открыты:

7 маршрут — Вокзал — Дальнее устье;

8 маршрут – Вокзал – Поле Ершова;

9 маршрут – Вокзал – з-д им. Орджоникидзке, который связал новый развивающийся Ленинский район с центром города;

10 маршрут – Пос. ИТР Ленинского района – Ул. Баумана – был открыт позднее.

К 1940 г. году протяженность линий составляет 72,7 км, количество вагонов 174.

Особенно тяжелым для работы трамвая стал период Великой Отечественной войны.

Большинство работников ушло на фронт.

В годы войны управление Казанского трамвая возглавляли Куликов Ф.М.,(1941 год), Егоров (1942-1943 гг.), Шелепчиков С.П. (1945 -1947 гг.).

В 1945 г. движение на всех маршрутах города было восстановлено на довоенном уровне. Количество вагонов увеличилось до 74-х, возврат поездов в парк сократился, возросло количество перевозок.

Отремонтированы 8км путей, 10км контактной сети, уложены  7300 шпал.

С 1945 по 1949 гг. удлинён маршрут №2 от ул. Ярмарочной далее по Булаку до ул. Университетской.

Построены два моста через Булак на Кремлевской и Университетской улицах.

С 1945 — 1947 гг. директором управления является Шелепчиков С.П.

В 1947 г. директором управления является Пасаманчик М.Г.

С мая 1947 — 1951 гг. работой управления руководит Чилап Я.А.

7 апреля 1948 г. решением Казанского городского Совета трудящихся №13 управление  Казанского городского трамвая переименовано в Городское Трамвайно-Троллейбусное управление исполкома Казанского Городского Совета депутатов трудящихся.

С 1948 — 1950 гг. отремонтировано около 50 км одиночного пути, восстановлено 60 км контактной сети. Своими силами восстановлено 30 моторных и 15 прицепных вагонов.

Приобретены новые вагоны – 47 моторных и 44 прицепных, а также 5 снегоочистителей.

Началась реконструкция трамвайного депо №1.

С 1950 г. ввели в эксплуатацию МТВ –82 и КТМ-1 , вместимостью 140 чел, более комфортабельные для пассажиров и водителей.

С 1951 — 1962 гг. начальником КТТУ работает Мухачев В.И.

К 1951 г. ТТУ имеет на инвентаре 166 трамваев при длине одиночного пути 75 км.

В 1955 г. построена станция «Волкова», введена в действие подстанция №6.

С января 1957 г. введены проездные билеты: школьные, студенческие, для учащихся ФЗО и ремесленных училищ.

В 1958 г. введен ревизорский пост на маршруте №2 (гора ул. Бутлерова).

В 1962 г. введены в эксплуатацию вагоны РВЗ-6.

С 1960 по 1962 гг. разрабатываются и вводятся в эксплуатацию пиковые маршруты, а также спецрейсы переброски подвижного состава с маршрута на маршрут, для обеспечения регулярности движения.

В 1961 — 1963 гг. вводят в эксплуатацию маршруты в районе путепровода на ул. Воровского, трамвайного депо №3 и Речного порта.

В 1962 г. работой управления руководит Рафиков У.Г.

С декабря 1962 г. начальником КТТУ становится Акалаев Х.Х.

В 1964 г. введено в строй трамвайное депо №2 на 150 мест.

В 1967 г. сданы в эксплуатацию 2 подстанции в Ленинском и Приволжском районах, на которых установлено новое для того периода оборудование.

В 1971 г. введено в эксплуатацию трамвайное депо № 3.

В 1973 г. служба пути получила в свое распоряжение депо для обслуживания специального подвижного состава и снегоочистителей.

В 1974 г. по ул. Гвардейской впервые были уложены шпалы.

В этом же году открыт маршрут №11 – Компрессорный завод – проспект Победы.

С 1976 года заместителем начальника объединения по эксплуатации является Гаянов Р.Г.

По мере роста города Казани все большее значение приобретала проблема транспортной связи между промышленными и жилыми районами.

6 ноября 1976 г. завершена и введена в эксплуатацию 2-я очередь трамвайных путей в жилой массив Горки – Танкодром. По новой магистрали, соединяющей Горки с Центром города, ходили трамваи маршрута № 12.

С 1977 по 1979 гг. проложена линия по 3-й транспортной дамбе.

Жители Ленинского и Советского районов получили  в подарок трамвайный маршрут №13,  который разгрузив центр города, создал дополнительные удобства и сократил время, затрачиваемое на переезд из одного района в другой.

К 1977 году построены и введены в эксплуатацию новые диспетчерские станции – Саид — Галеева, Компрессорная, Проспект Победы, Школа, Караваево – комфортабельных, со всеми необходимыми условиями.

В целях создания более удобной для пассажиров формы расчета за проезд, улучшения сбора и сохранности денежной выручки, Исполком Казанского городского Совета народных депутатов решил ввести с 15 июля 1978 г. бескассовый метод обслуживания в трамваях и троллейбусах, для чего в салонах установлены компостеры для погашения абонементных талонов.

В 1979 г. совершенствуется связь между диспетчерскими станциями и центральной диспетчерской. Отдел связи Службы движения переходит в состав Энергохозяйства.

4 декабря 1980 г. открыт маршрут № 14, соединяющий Компрессорный завод с Железнодорожным вокзалом.

Подвижной состав старых типов заменялся вагонами более современных моделей.

В середине 80-х гг. контроль за состоянием технических станций, связанных с организацией питания водителей, перешел от службы водителей к депо.

С 1984  — 1986 гг. продлена трамвайная линия  маршрутов №№ 11, 12 от Проспекта Победы до ул. Габишева.

30 декабря 1986 г. сдано в эксплуатацию самое благоустроенное, современное и совершенное с технической точки зрения, трамвайное депо на 150 вагонов в Советском районе.

В этом же году построена трамвайная линия  к депо по Сибирскому тракту.

1 января 1988 года введены в эксплуатацию вагоны КТМ – 5М3.

В этом же году построена и введена в эксплуатацию разворотная петля в районе остановки «Сады».

За 1988 — 1990 гг. реконструировано и капитально отремонтировано 31,93 км трамвайного пути по улицам Авангардной, Декабристов, Гвардейской, Н. Ершова.

С 1989 г. Казанское ТТУ переименовано в КПОГЭТ.

В службе движения проведена реорганизация —  отдел сборов  и выручки становится самостоятельной службой.

В 1994 году КПОГЭТ переименовано  в ККП ПОГЭТ.

24 апреля 1995 г. открыт маршрут №18 – Н.Ершова – Речной порт.

С 1996 г. начальником объединения ККП ПОГЭТ являлся Гусманов Р.М.

1 марта 1996 года введены в эксплуатацию вагоны типа КТМ –8км.

В 1998 году проведена реконструкция трамвайного пути по ул. Татарстан.

С 1998 г. до конца 2001 года начальником объединения ККП ПОГЭТ являлся Багаутдинов Р.Г.

Многое изменилось со дня пуска первого трамвая. Неузнаваемо преобразилась Казань.

Труд и быт электротранспортников организовывался с учетом современных требований. Руководство управления и профсоюзная организация уделяли большое внимание повышению культуры производства, улучшению технологической дисциплины, оздоровлению условий труда и быта.

Меняется облик подразделений.

Все депо и службы оснащены современным технологическим оборудованием.

Применяются новейшие методы ремонта подвижного состава.

Улучшаются бытовые условия, организация питания, медицинское обслуживание.

25 мая 1999 г. введена в эксплуатацию новая диспетчерская станция на Саид — Галеева, построенная по проекту улучшенной планировки.

Центральная диспетчерская осуществляет контроль за работой 18 –ти  трамвайных и 16 — ти троллейбусных маршрутов, движение которых регулируют 14 конечных диспетчерских станций и 8 промежуточных контрольных постов. Эксплуатируется телеустановка. 

2 декабря 1999 года сдана в эксплуатацию трамвайная линия по ЮВМ протяженностью 18,3 км, что позволило организовать надежное транспортное обслуживание населения 6-ти районов города: Приволжского, Советского, Ново-Савиновского, Кировского, Московского и Вахитовского, а главное значительно снять напряженность с транспортным обслуживанием жителей микрорайонов АЗИНО-1-2 и Горки-2, интенсивно заселяемых по Программе ликвидации ветхого жилья.

Ввод в эксплуатацию этого объекта позволил открыть новые трамвайные маршруты: №19 «Проспект Победы — ул. Короленко и два кольцевых маршрута № 20 и № 21, соединяющие ул. Р.Зорге, микрорайоны АЗИНО 1-2, проспект Ямашева, ул. Декабристов, железнодорожный вокзал, ЦПКиО им. Горького.

В целях поддержания троллейбусного парка на необходимом техническом уровне в 1999 году на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО им. Горбунова) был организован ремонт, а затем и изготовление новых кузовов троллейбусов первой комплектности. Применение технологий, используемых в авиастроении, обеспечило высокое качество изготовляемой продукции. Всего за 1999 — 2002 гг. на КАПО им. Горбунова были изготовлены 116 кузовов.

К 100 — летию со дня открытия трамвайного движения в г. Казани с Усть — Катавского вагоностроительного завода были получены трамвайные вагоны модели 71-619. Особенностью этих вагонов является современный новый кузов, спроектированный и изготовленный  с учетом самых новейших достижений в области дизайна и комфортабельности. Большие тонированные стекла, просторные площадки и расширенные проемы дверей позволяют размещать в салоне коляски и крупногабаритный багаж.

С декабря 2001 года Муниципальное унитарное предприятие «Казгорэлектротранспорт» возглавляет генеральный директор – Галявов Асфан Галямович.

В этот период предприятие находилось на стадии банкротства. Началась тяжелая рутинная работа по восстановлению предприятия из финансового кризиса.

За период руководства коллективом предприятия Галявов А.Г. смог поднять  работу на новый  качественный уровень, обеспечив  экономическую стабильность.

За короткий срок  удалось:

  • ликвидировать задолженности по заработной плате и обеспечить ее своевременную выплату;
  • ликвидировать задолженность по налогам и сборам;
  • улучшить качество ремонта подвижного состава, трамвайных путей, контактной сети и кабельного хозяйства.

В 2002 году  была приобретена первая партия новых трамвайных вагонов 71-402 «Спектор», на которых применены тяговые асинхронные двигатели с  автоматической системой управления и диагностикой на базе микропроцессорной техники. Впервые в отечественном трамваестроении вагон оснащен бортовым компьютером, обеспечивающем диагностику вагона и контактных сетей как в оперативном режиме, так и с регистрацией для дальнейшей обработки данных.

Электрическая схема вагона  «Спектр» обеспечивает рекуперативный возврат электроэнергии в контактную сеть при динамическом торможении вагона двигателями, что снижает расход электроэнергии до 30%.

Парк подвижного хозяйства предприятия составляет 612 единицы (333 трамвая и 279 троллейбусов).

Ежедневно электрическим транспортом перевозилось более 750 тысяч пассажиров по 38 маршрутам, связывающим «спальные районы», промышленные зоны и центр города. Доходы от перевозки пассажиров выполняются на 112%. Рост заработной платы за два года составил 85% и средняя заработная плата по предприятию составляет 4800 рублей.

Протяженность маршрутов городского  электрического  транспорта выросла на 3,6 % и составила 718 км. Объем перевозки пассажиров увеличился на 1,5% и составил 136 миллионов человек. Выполняются мероприятия по сбережению энергоресурсов.

Под  руководством генерального директора и непосредственном его участии проводится большая работа по разработке и внедрению рационализаторских предложений и новой техники. Переведено на теле-радиоуправление 12 подстанций, что дает возможность качественно контролировать работу контактной сети, увеличить скорость обработки информации о работе тяговых подстанций. Всего же запущено в работу 17 разработок новой техники с общим экономическим эффектом 768,8 тыс рублей, внедрено 68 рационализаторских предложений с общим экономическим эффектом 1518,2 тыс. рублей. Предприятие поквартально занимает призовые места за рационализацию и внедрение новой техники.

В МУП «Казгорэлектротранс» уделяется большое внимание улучшению условий труда, быта и отдыха трудящихся.

Для водительского состава на конечных станциях организованы пункты питания с горячими обедами.

Работает база отдыха «Светлая Поляна».

Дети сотрудников предприятия выезжают на отдых в г. Анапа.

Проводится множество спортивных соревнований в которых сотрудникам предприятия неоднократно присуждались призовые места.

ОТКРЫТИЕ ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ В г. КАЗАНИ

26 ноября 1948 года в городе Казани было открыто движение троллейбусов.

Под троллейбусное депо было переоборудовано здание вагоно-ремонтных мастерских трамвайного депо №3 в Ленинском районе.

На день открытия имелось 8 троллейбусных машин, которые курсировали по маршруту №1, от трамвайного парка до центра города.

В декабре 1974 года получены 8 новых  трамвайных вагонов модернизированной конструкции РВЗ-6м2.

1979 год – 2 вагона типа РВЗ-7.

1961 — 1984 гг. находились в эксплуатации 136 троллейбусов ЗИУ-5.

Апрель, 1973 год – впервые по улицам города едет троллейбус ЗИУ-9.

За период с 1945 по 1974 гг. было построено 2 трамвайных и 2 троллейбусных депо.

Трамвайное депо №2 на 140 вагонов, введено в эксплуатацию в 1967 году.

Трамвайное депо №3 на 100 вагонов, введено в эксплуатацию в 1971 году.

Троллейбусное депо №1 на 100 машин, введено в эксплуатацию 30 сентября 1974 года.

Троллейбусное депо №2 на 100 машин, введено в эксплуатацию 30 сентября 1974 года.

1987 год  270 машин типа ЗИУ – 9 возят пассажиров по маршрутам города.

Вновь созданы производственные базы: аварийно-восстановительной службы, ремонтно-строительного цеха, службы пути, построен центральный склад.

В 1979 году работники АВС получили в подарок новое помещение.

С 1973 года служба пути имеет в своем распоряжении депо для обслуживания подвижного состава и снегоочистителей.

В 1974 году впервые по ул. Гвардейской были уложены железобетонные шпалы.

НОВЫЕ МАРШРУТЫ

Постоянно расширяется сеть маршрутов электрического транспорта.

6 ноября 1976 года завершено строительство и введена в эксплуатацию вторая очередь трамвайных путей в жилом массиве Горки — Танкодром.

По новой магистрали, соединяющей горки с центром города, движутся трамваи №12.

3 декабря 1976 года на трассе площадь Куйбышева-Горки началось регулярное движение троллейбусов на новом маршруте №8.

29 декабря  1979 года в канун Нового года жители Ленинского и Московского районов получили в подарок трамвайный маршрут №13, который разгрузив центр города, создал дополнительные удобства и сократил время, затрачиваемое пассажирами на проезд из одного района города в другой.

20 ноября 1980 года – в торжественный обстановке был открыт новый маршрут троллейбуса №9 соединяющий районы Горок –Борисково.

3 декабря 1980 года жители восьмого и девятого микрорайонов поселка Горки стали свидетелями торжественного открытия новых участков трамвайных путей – маршрутов 11а и12а.

29 декабря 1980 года –пущен новый трамвайный маршрут №14  соединяющий Бауманский, Московский, Ленинский и Советский районы.  

Остановки и реклама на транспорте.

Подачу электроэнергии осуществляет 30 подстанций мощностью 69600 кВт, из них 8 телеуправляеые по радиоканалам.

5 телеуправляемые по телефонным каналам связи.

2-РДП (районные диспетчерские станции).

Работу подвижного состава на маршрутах регулируют 12 диспетчерских станций и 8 контрольных постов.

Посадка и высадка пассажиров производится на 311 трамвайных и 227 троллейбусных остановочных пунктах, многие из которых украшают городские улицы.

Всех казанцев и гостей нашей столицы радуют остановочные пункты для ожидания, оборудованные навесами и павильонами, выполненными в характере существующей застройки микрорайонов.

Их на трамвайных маршрутах –72, на троллейбусных –106.

Для улучшения регулярности движения построены новые диспетчерские станции, отвечающие требованиям производственной эстетики:

Диспетчерская станция «Проспект Победы», 1977 год.

Диспетчерская станция «Институт физкультуры», 1980 год.

Диспетчерская станция на ул. Свердлова, 1981 год.

В 1982 году внедрено телеуправление на тяговых подстанциях №4, 14, 15. Диспетчерский пункт, расположенный на подстанции №4, представляет собой сложную в техническом отношении установку, все элементы которой тесно увязаны между собой.

С 1981 года в эксплуатации находится вагон — сетиизмеритель, который дает возможность следить за состоянием контактной сети. 

Всего тяговых подстанций на 01.01.2003 г. 32 единицы.

Протяженность контактной сети:

Трамвая 165,8 км;

Троллейбуса 160,29;

Медный МФ сеч 85мм2 (трамвай)- 165,8;

Медный МФ сеч 85мм2 (троллейбус) 160,39.

Количество маршрутов — 21 трамвай, 17 троллейбусов.

Количество остановочных пунктов, оборудованных навесами и павильонами:

Трамваев –75 ед.

Троллейбусов 133 ед.

Диспетчерские станции – 19шт.

Казанское коммунальное предприятие «Производственное объединение горэлектротранспорта» (ККП «ПО ГЭТ) создано администрацией г. Казани на основании постановления Главы администрации г.Казани от 30.12.1993г. № 1338.

В соответствии с распоряжением №331р от 30.03.2000г. и № 330р от 03.03.2000г. Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани обязывает:

Создать в установленном порядке Казанское коммунальное унитарное предприятие «Казгорэлектротранс»

(КУП «Казгорэлектроанс»)

Казанское коммунальное унитарное предприятие «Казгорэлектротранс», согласно распоряжению Председателя Комитета по транспорту и связи №47 от 31.03.2000г. сокращенное наименование предприятия – ККУП «Казгорэлектротранс».

На основании Постановления Главы администрации г. Казани №1138 от 18.07.2002г. и распоряжения председателя Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани от 01.08.2002г. № 2099  c 09.10.2002г. Казанское коммунальное унитарное предприятие «Казгорэлектротранс» переименовано в муниципальное унитарное предприятие  «Казгорэлектротранс».

С появлением в городе троллейбуса (1948) реорганизовано в Казанское трамвайно-троллейбусное управление, которое позже переименовывалось в Казанское производственное объединение городского электротранспорта (КПОГЭТ, 1980-е) и Производственное объединение «Казгорэлектротранс» (1994), которое в 2002 году было реорганизовано в муниципальное унитарное предприятие. В 2006 году оно было объединено с МУП «Казанский метрополитен» в МУП «Метроэлектротранс».

C 2007 года вновь приобретаемые трамваи в Казани имеют красную расцветку, а троллейбусы — зелёную (исключением являются троллейбусы МАЗ-303Т22 2023 года поставки; машины окрашены в лазурный цвет. В течение 2016-2021 годов предприятием были приобретены 70 трамваев и 100 троллейбусов. По состоянию на 2021 год, Метроэлектротранс эксплуатировал парк из 109 трамваев, 185 троллейбусов и 15 поездов метро.

Муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» города Казани зарегистрировано 21 апреля 2004 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан.
Основным видом деятельности является «Регулярные перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом и метрополитеном».
Списочная численность сотрудников предприятия составляет 1741 человек, из них машинистов электропоезда – 51 человек, водителей трамвая — 178 человек, водителей троллейбуса — 245 человек.
Объем перевозок электрическим транспортом за 2023 год составил 77,7 млн. пассажиров. План на 2024 год перевести 80 млн. пассажиров.                                                                                                                                                                                            За 11 месяцев 2024 года перевезено 73,6 млн. пассажиров, что составляет 36% от общего объема перевозок по городу. В сравнении с 2023 годом пассажиропоток на электрическом транспорте вырос на 4%.
МУП «Метроэлектротранс» обеспечивает транспортное обслуживание жителей и гостей города тремя видами транспорта: метрополитеном, трамваем и троллейбусом.                                                                                                           Метрополитен.
Первая линия Казанского метрополитена составляет 16900 метров (протяженность путей 33800 метров) и состоит из 11 станций  («Дубравная», «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная Слобода», «Площадь Тукая», «Кремлевская», «Козья Слобода», «Яшьлек», «Северный вокзал», «Авиастроительная»).
Перевозку пассажиров в метрополитене осуществляют 15 электропоездов с общим количеством — 51 вагон. В часы-пик на линии работают 11 поездов, в межпиковое время – 7 поездов и в выходные дни — 6 поездов.
В 2024 году при поддержке Главы (Раиса) Республики Татарстан Минниханова Рустама Нургалеевича на 5-ти составах электропоездов марки «РУСИЧ» заменены колесные пары.

Наземный транспорт.
На балансе МУП «Метроэлектротранс» находятся 106 трамвайных вагонов и 185 троллейбусов. Весь подвижный состав                     эксплуатируется на 9-ти трамвайных и 10-ти троллейбусных маршрутах, имеющих общую протяжённость маршрутной сети 496,2 км, в том числе трамвайные маршруты 240,5 км, троллейбусные маршруты 255,7 км.
Протяженность:
— трамвайных путей — 137,1км, в однопутном исчислении;
— контактной сети — 313 км;
— кабельных линий — 90 км;
— количество тяговых подстанций 30 ед., общей мощностью – 71400 кВТ, в т.ч. 28 подстанций теле и радиоуправляемые.
В часы-пик выпуск на маршруты составляет 87 трамваев и 145 троллейбусов.
В 2023 году также при поддержке Главы (Раиса) Республики Татарстан Минниханова Рустама Нургалеевича обновили 25 единиц троллейбусов.


Новости

23 января в Электродепо «МУП Метроэлектротранс» прошла экскурсия для учащихся 5-го класса 85-й школы города Казани.После проведенного инструктажа по технике безопасности, о деталях работы детям рассказали профессионалы своего дела, которые уже долгое время работают на предприятии. Школьников провели по цехам,…

Основная работа службы путевого хозяйства метрополитена МУП «Метроэлектротранс» проходит в ночное время, чтобы обеспечить безопасность движения поездов и не допустить неисправностей в сложном путевом хозяйстве. Специалисты проверяют состояние рельсов, стрелочных переводов, оборудования.В 2024-м году силами путевого хозяйства на станциях метро…

Для удобства пассажиров на маршрутах с большим пассажиропотоком сотрудники МУП «Метроэлектротранс» дополнительно оснастили терминалами для оплаты проезда 52 единицы наземного электрического транспорта. Всего в трамваях и троллейбусах было дооборудовано 86 компостеров.Напомним, летом прошлого года завершился переход на 100%-ю бескондукторную систему…

Более 10 миллионов рублей в 2024 году юристы МУП «Метроэлектротранс» г. Казани взыскали за ущерб и задержку движения трамваев и троллейбусов с виновников дорожно-транспортных происшествий.В числе основных причин задержек наземного электрического транспорта: ДТП на путях; обрыв контактной сети сторонним транспортом; автомобили, которые следуют…

В метро – с детьмиУважаемые наши пассажиры, напоминаем о важном – безопасности в метро. Согласно правилам, взрослый пассажир может без дополнительной оплаты провозить с собой детей в возрасте до 7 лет включительно. Другими словами – дети соответствующего возраста при сопровождении…

Сотрудники энергохозяйства наземного транспорта МУП «Метроэлектротранс» выполняют работы по текущему содержанию, обслуживанию, ремонту и строительству контактной сети трамваев и троллейбусов. За 2024 год работники службы заменили более 11 км контактного провода; - в том числе на троллейбусной контактной сети – 8 566…

 Сегодня в Учебном центре МУП «Метроэлектротранс» состоялось открытие новой группы по специальности «Машинист электропоезда». До 27 января у Вас есть ещё все шансы успеть на обучение. Приглашаем мужчин и женщин.Напоминаем:На сегодняшний день заработная плата по данной специальности составляет от 100 тысяч…

Более 61 548 пассажиров на прошлой неделе проверил в наземном электрическом городском транспорте Контрольно - ревизионный отдел МУП «Метроэлектротранс». Сотрудники службы проконтролировали на линии 1388 единиц подвижного состава. Часть граждан оплатили проезд после замечания контролёров. Выявлено 578  безбилетников, что составляет…

Важное напоминание: в случае атаки БПЛА крайне важно не размещать в публичном доступе видео полёта беспилотников, на которых можно различить местность по любым ориентирам. И ни в коем случае не публиковать видео срабатывания ПВО. Это раскрывает места их размещения, помогает…

В МВЦ «Казань Экспо» прошло расширенное заседание итоговой коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ «О результатах деятельности дорожно - транспортного комплекса Республики Татарстан в 2024 году и основных задачах на 2025 год» с участием Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича…

Перейти к содержимому